Паровые самолёты

Паровой самолёт




Вначале совершим краткий экскурс в историю, чтоб читатель понимал уровень развития «авиации» того времени.



Джордж КейлиНа рубеже 18-19 веков, английский естествоиспытатель Джордж Кейли, один из первых теоретиков и исследователей в области летательных аппаратов тяжелее воздуха, предложил концепцию летательного аппарата.

Многие исследователи приписывают Джорджу Кейли рождение идеи летательного аппарата с неподвижным крылом и отдельным от него движителем, то есть самолёта. Однако другие указывают, что данная концепция и другие конструктивные идеи, содержащиеся в его проекте, выдвигались и ранее. Тем не менее, именно работы Кейли положили начало научному исследованию концепции самолёта.

В 1804 году Кейли начал проводить эксперименты, направленные на исследование аэродинамических характеристик крыла, в ходе которых он измерял подъёмную силу, действующую на квадратную плоскую пластинку в зависимости от угла атаки, и получил результаты, близкие к современным данным.

В том же году Кейли изготовил для экспериментов модель планёра, которая по его словам, совершала полёты на расстояние 18-27 м.

В 1809-1810 годах в журнале Nicolson’s Journal of Natural Philosophy был напечатан труд Джорджа Кейли «О воздушной навигации» (On Aerial Navigation) – первая в мире опубликованная научная работа, содержащая первоосновы теории полёта планера и самолёта.

планер Кейли




«Воздушный паровой экипаж»


Уильям Сэмюэл ХенсонВ 1842 году, Уильям Сэмюэл Хенсон — английский изобретатель и пионер авиации, разработал совместно с Джоном Стрингфеллоу первый в мире проект летательного аппарата, предусматривающий все основные элементы винтомоторного самолёта.

В 1843 году, они построили первую шестиметровую модель «Ариэля» (так изобретатели коротко называли свой «Воздушный паровой экипаж»), которую оснастили небольшой паровой машиной мощностью 1 л.с. С 1844 по 1847 год Стрингфеллоу проводит испытания модели, постоянно меняя большинство параметров, переделывая планёр и увеличивая мощность паровой машины. Однако испытания в большинстве случаев проходят неудачно. Максимальное расстояние, которое пролетела модель в горизонтальном полете, не превышало десяти метров.






Aerial Transit Company

Рекламный плакат «Ariel Transit Company»

К 1847 году, несмотря на поддержку парламента, акционерное общество «Ariel Transit Company», не смогло собрать необходимых средств на дальнейшую разработку и проект был закрыт, так как ни технологии, ни общественность не были готовы к полету.




Феликс де ТампльВ 1850 — 1860 годы, Феликс де Тампль — французский морской офицер, построил не модель, а первый настоящий самолет.

Установленная на самолете паровая машина имела два качающихся цилиндра, штоки которых соединялись с валом пропеллера, и трубчатый котел конструкции дю Тампля. Котел отапливался нефтью и мог генерировать пар под давлением 8 атм. Вес двигателя составлял 59 кг, мощность 4 л.с.

В авиационной истории распространено мнение, что на этом аппарате была предпринята попытка пилотируемого полёта, во время которой он кратковременно оторвался от земли и покрыл в воздухе расстояние в несколько метров.

Однако исследователи отмечают, что этот полёт произошёл только благодаря разбегу самолёта под уклон и не являлся полноценным полётом.


Самолёт де Тампля




Клеман АдерВ 1886 году, французский инженер — Клеман Адер, построил летательный аппарат похожий на летучую мышь и назвал его «Эол».
Аппарат был оснащённый лёгким паровым двигателем собственной разработки Адера и развивал мощность порядка 20 л.с. В 1890 году, Адеру удалось пролететь на «Эоле» около 50 м.

Это был первый самостоятельный полёт в истории, за 13 лет до братьев Райт.








Эол
Чертежи «Эола».

При поддержке французских военных властей Адер разработал и построил «Авион III». Он был похож на огромную летучую мышь из полотна и древесины, его размах крыла составил 15 метров, аппарат был оборудован двумя пропеллерами с четырьмя лопастями, каждый из них был оснащён паровым двигателем мощностью 30 л.с.

После многочисленных наземных испытаний, 14 октября 1897 года, Адер совершил попытку полёта. Некоторые зрители утверждали, что аппарат катился, взлетел и пролетел более 300 метров, другие же — что «Авион III» разбился ещё до взлёта.


Авион III

Сегодня «Авион III» можно увидеть в Музее искусств и ремесел в Париже.

Клемент Адер построил аэроплан с паровым двигателем, способный подниматься в воздух, а паровая машина к этому времени уже достигла такой степени совершенства, что могла быть использована для осуществления динамического полета.

Историки авиации за пределами Франции, часто отрицают приоритет Адера. Тем не менее, его полёт 9 октября 1890 года на «Эоле» хорошо задокументирован, и заслуги Адера не могут быть оспорены.




Александр Фёдорович МожайскийВ 1882 году, Александр Фёдорович Можайский — русский военный деятель, контр-адмирал и изобретатель, построил самолет с двумя паровыми машинами изготовленные по его проекту. Машины мощностью 10 и 20 л.с. вращали три винта.

Испытания проходили с 1882 по 1885 годы в Красном Селе около Петербурга. По свидетельству очевидцев в одном из испытаний самолет под управлением механика после пробега по рампе совершил подлет, при приземлении накренился и был разбит.
К сожалению в 1890 году А. Можайский умер и проект был заброшен.

Паровые машины, снятые с самолёта, хранились на Балтийском судостроительном заводе, где впоследствии сгорели при пожаре.






Самолёт Можайского


Самолёт Можайского




Хайрем Стивенс МаксимВ 1894 году, Хайрем Стивенс Максим — британский изобретатель и оружейник американского происхождения (создатель пулемёта «Максима»), построил самолёт с размахом крыла около 50 метров, приводившийся в движение двумя паровыми двигателями мощностью 180 л.с.

При испытаниях, самолёту удалось достичь взлётной скорости, но сразу после отрыва от земли он рухнул на крыло. Восстанавливать аппарат и продолжать разработку Максим не стал.









Hiram Stevens Maxim




Сэмюэл Пирпонт ЛэнглиВ 1896 году, Сэмюэл Пирпонт Лэнгли — американский астроном, физик и изобретатель, построил модель самолёта с паровым двигателем и назвал его «Аэродром».

Запускаемая с помощью катапульты модель пролетела около полутора километров. Несмотря на то, что этот полёт был неуправляемым, историки авиации полагают, что это был первый в мире уверенный полёт оснащённого двигателем аппарата тяжелее воздуха.

После нескольких крушений, Ленгли оставил работу над проектом.


Самолёт Ленгли
Аппарат запускался с плавучей площадки с помощью катапульты.


Ни одна из предпринятых в 19 веке попыток полета на самолете с паровым двигателем не увенчалась успехом.




В 1933 году, братья Джордж и Уильям Бесслеры, построили первый паровой самолёт, который смог осуществить полноценный самостоятельный полёт.
Экспериментальный самолёт назывался «Airspeed 2000», он был построен в единственном экземпляре, продемонстрирован публике и широко разрекламирован, но дальнейшего развития не получил.
Использовался в почтовом ведомстве США до 1936 года, дальнейшая судьба самолета неизвестна.


Паролёт Беслеров


братья Джордж и Уильям Бесслеры

Паролёт был оснащён двухцилиндровым V-образным паровым двигателем, мощностью 150 л.с. Бак емкостью около сорока литров позволял пролететь до 600 км. Паровая машина имела вес 80 кг, а бак для воды с топкой весил 220 кг.

Обладал некоторыми преимуществами перед самолётами с ДВС:

Мощность двигателя не зависела от высоты полета и степени разреженности воздуха.
Нетребовательность к топливу, доступность воды и топлива.
Фактически отсутствие необходимости в маслах.
Простота конструкции машины, а следовательно большая ремонтопригодность.

Видео






На этом история паровых аэропланов заканчивается...


Любопытствующие могут почитать книгу «Паровой двигатель в авиации.» П. Дузь. 1939г.


Паровозы…
Паровые автомобили…
Пароходы…





Все права защищены © 2015 istarik.ru
При копировании указывайте активную ссылку на источник. Спасибо!
  • +585
  • 7875
Telegram-канал istarik

Известит Вас о новых публикациях...


Комментарии (0)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.